Снимать на телефон — Пыль на ветру

По дорогам мира в погоне за мгновениями

Снимать на телефон

Достаточно ли он хорош, чтобы заменить полноценную фотокамеру?


Предыстория

Я даже и не задавался этим вопросом, по правде говоря. Последние несколько лет моим компаньоном был винтажный побитый жизнью айфон с крохотным по нынешним меркам экраном и камерой, явно не на что и не претендующей. Несмотря на мою привязанность, он уже практически умолял о замене, а мне предстояла важная поездка в Непал, я решил подыскать ему замену.

Все кадры в этой статье сделаны с помощью iPhone 12 Pro Max. Съёмка в формате Apple Pro RAW стандартной камерой. Обработка Adobe Lightroom.

Велорикша

Чтобы не ломать голову еще несколько лет, я остановился на одной из топовых моделей — на тот момент iPhone 12 Pro Max. Что меня подкупило? Конечно камеры, расхваливаемые повсеместно. Нужно сказать, качество видео меня действительно впечатлило еще до покупки, и как карманный "мультитул" телефон конечно же себя оправдал. Благодаря ему у в сторис у меня всю поездку шел практически непрерывный сериал.

Но насколько он хорош как фотокамера? Я думаю, мои выводы будут применимы ко всем "камерафонам" в топовом сегменте. И несмотря на то, что речь идет о несколько уже "устаревшей" модели, я не вижу пока предпосылок чтобы этот баланс сил как-то изменился.

Для бюджетных моделей нужно смотреть уже по конкретным пунктам, но как правило, нет смысла расчитывать на хорошие результаты. Проще купить подержанный недорогой фотоаппарат (Кстати, вся нынешняя моя фототехника куплена на авито. Нет, я не скряга — у такого решения есть свои рациональные доводы. Поверьте мне, и потратьте лучше сэкономленное на авиабилеты. И у меня нет какой-то предубежденности в пользу любого из брендов, поэтому вы можете дополнить мои знания, если ваш телефон отличается в принципиально.

Об этом сравнении

Я хотел бы сразу отметить, что хотя речь пойдет в основном о совершенно конкретных моментах — я не технический эксперт из журнала про железки, и это сравнение, будет достаточно субъективным.

Я смотрю на эти нюансы через призму собственного опыта и практики в качестве стрит- и тревел-фотографа. Это достаточно специфический жанр, поэтому некоторые плюсы и минусы, как вы увидите будут, актуальны именно для подобного рода съемок, а не фотографии вообще.

И прежде чем мы начнем, забегу немного вперед — в той поездке, неожиданно телефон заменил мне полностью мой запасной фотоаппарат — любимую "мыльницу" Fuji X20, которую я много лет ценил за компактность, универсальность и хорошее качество оптики. В итоге "фуджик" отстрелял 150 кадров в первый день пребывания в Катманду и отчалил в резерв. Потому что телефон всегда под рукой. И это первый плюс.

Преимущества телефона

Стая голубей взлетает на фоне ступы. Женщина продает семечки

Всегда под рукой

Форм-фактор телефона позволяет быстро бросить его в карман, так же быстро достать и одной рукой включить камеру. Да ну что я, наверняка вы знаете. Когда я гуляю по улицам в поисках интересных сюжетов, конечно я держу камеру всегда наготове. Но если вы чувствуете необходимость снимать двумя камерами, чтобы перекрыть все возможные потребности в быстро меняющейся ситуации, то использовать связку фотокамера+телефон гораздо приятнее чем две камеры. Особенно если речь идет про место вроде Катманду, где вы просто варитесь в каком-то человеческом бульоне и потенциальные фотошедевры просто мелькают у вас перед глазами. Успеть бы что-то из этого запечатлеть.

Незаметен

Второй плюс заключается в том, что телефон — это телефон. Неожиданно, да? Телефон сейчас есть у каждого, и в 99% случаев это смартфон. А 99% смартфонов выглядят на 99% идентично.

Короче, на вас не обращают особого внимания. Но если вы снимаете маленькой компактной "мыльницей", вы уже выделяетесь — вы явно фотографируете, и людям становится непреодолимо любопытно — что, кого и зачем?

Я, кстати, иногда сомневаюсь, что когда я говорю "мыльница", более юная аудитория вообще понимает о чем речь, и причем тут мыло. На всякий случай — это народное название компактных любительских фотоаппаратов, которые в 90-х имели похожий на мыльницу дизайн.

Казалось бы, технически разницы со смартфоном нет, более того, вы можете снимать на телефон видео — то есть вы будете фиксировать еще больше информации, но беспокоить окружающих вы будете парадоксальным образом меньше.

И поэтому с таким устройством в руках вы выглядите конечно не как хипстер с пленочным rolleiflex'ом, и не как папарацци, выпрыгивающий на людей со вспышкой, но уже как личность странная и вызывающая подозрение. Конечно, где-то я утрирую, не все так драматично, но факт остается фактом, съемка на телефон в туристическом месте привлекает гораздо меньше внимания.

много мелких красных перцев

Всё в фокусе

Третий плюс очень выручает, когда вы опять же снимаете на улице и пытаетесь запечатлеть динамичную сцену, особенно когда кто-то движется в вашем направлении. Всё в фокусе.

Физические размеры здесь спотыкаются о физические законы, и нужно принять тот факт, что никакая крохотная камера в телефоне не сможет дать вам настоящего красивого размытия фона — "боке", потому что степень размытия фона зависят именно от конкретных размеров в оптической системе. В первую очередь от размера фоточувствительного элемента — плёнки или матрицы (сенсора).

Поэтому все производители шаманят над какими-то "портретными" режимами съемки, которые на самом деле являются лишь неловкой постобработкой, превращающей фон в уродливый кисель еще и с неаккуратными краями.

Для селфи в сторис, которое проживет сутки, оно может и нормально, но мы же говорим о фотографии. Так вот, эта невозможность отделить объекты по глубине превращается в достоинство в сложных уличных сценах, когда у вас просто нет возможности ловить фокус на нужном вам объекте. Особенно если вы снимаете широкоугольной камерой, а она есть на любом телефоне.

Приготовление непальских пельменей момо

Приемлемое качество

Четвертый плюс это качество. Если вы снимаете в хороших условиях, красивую красочную сцену с достаточным освещением, вы получите фотографию, которую практически невозможно будет на глаз отличить от сделанной хорошим фотоаппаратом. Конечно, я не говорю о ползании по пикселям с лупой и попыткой "выкрутить" всё возможное из кадра на постобработке.

И здесь же следует плюс под номером 4.5: возможность снимать в RAW. И все вышесказанное о качестве относится конечно только к этому случаю — когда и если вы используете эту возможность. Если нет, то лучше не показывать сделанное фото иначе как на экране того же телефона и уж точно не пытаться как-то вытянуть или скорректировать цвета. Насколько мне известно, на android уже очень давно можно снимать в RAW, владельцам айфонов позволили это только с 12 серии и то не на всех моделях.

Несколько объективов

И пятый плюс — это наличие нескольких объективов, точнее если быть предельно корректным — нескольких фотокамер, и возможность быстро между ними переключаться. С фотоаппаратом вам нужно или шустро поменять объектив. Сделаете за минуту — вы большой молодец. Либо использовать громоздкий универсальный зум объектив, который всегда представляет собой компромисс по качеству. Ну или использовать две "тушки" с уже накрученными объективами, как делают большие ребята, но все побочные эффекты в виде веса, объема, и жонглерских навыков можете представить сами.

Ну что, выглядит очень неплохо. Внушительный список достоинств получился.

Но будет ли этого достаточно, и каков будет мой окончательный вердикт, читайте в следующей части.

Итого. Плюсы смартфонов

  • Всегда под рукой
  • Привлекает меньше внимания, позволяет снимать незаметно
  • Все в фокусе
  • Качество в хороших условиях (при съемке в RAW)
  • Несколько камер в одном устройстве

Почему это всё еще не совсем фотокамера.

Горы в рассветных лучах

Список достоинств современных камерофонов, определенно, заслуживает того чтобы дать им шанс, если вы об этом задумываетесь. Тем не менее, нельзя обойти стороной и недостатки и особенности, которые не позволяют смартфонам пока вытеснить традиционную фототехнику.

Вот что я выяснил в полевом сравнении с полноценной камерой:

Навязчивая обработка

Всё что снимает телефон оптимизируется для просмотра на экране этого телефона. Как я уже говорил, стоит снимать только в RAW формате, но если вы тем не менее почему-то (например для экономии места) снимаете в обычный формат (JPEG или HEIC), то будьте готовы к тому, что телефон применит сразу такую обработку, что отлично этот кадр будет выглядеть только на экране этого телефона.

Любая попытка обработать этот файл приведет к ужасной потере качества, потому что как правило телефон уже применил фильтр повышения резкости, выкрутил цвета, ну и еще что-нибудь до кучи на странный вкус разработчиков. К тому же эти форматы подразумевают сжатие и потерю качества, соответственно. Вы можете этого и не заметить, пока дело не дойдет до обработки.

И вроде бы использование RAW решает эту проблему, но как оказалось не полностью. Читайте в следующих пунктах

Мужчина читает газету на улице

Шумная матрица

Чем меньше физический размер матрицы, тем выше шумы при недостаточном освещении. И матрица в телефоне настолько меньше матрицы самой любительской цифромыльницы, что понимаешь — без какой-то особенной "магии" тут не обойтись. И хотя маркетологи могут нахваливать как этот телефон шикарно снимает ночью, физические ограничения обойти невозможно, поэтому все-равно вмешивается обработка, причем даже в RAW, что противоречит самой его сути. Во всех фотоаппаратах RAW - это информация с самой матрицы, до того как ее обработает внутренний процессор.

Но как оказалось, на примере моего iPhone 12 Pro Max, который выдавал потрясающие результаты в ночной съемке (на своем экране), изображение при подробном рассмотрении на компьютере оказалось сильно "замыленным" — явный признак шумоподавления. И это в RAW! В общем чудес не бывает. Маленькая матрица = большой шум. И неважно, что конкретно ваш телефон предпринимает чтобы это скрыть.

Мало контроля

В продолжение предыдущего пункта. В путешествии вы редко можете выбирать условия для съемки, поэтому зачастую, пусть даже и днем, вам будет не хватать освещения. И проблема в том, что вы не контролируете момент, когда телефон начнет применять свое шумоподавление и прочие фокусы. И вы будете уверены, что у вас в кармане шикарный кадр, но по факту окажется, что он годится только разве что для поста в соцсетях. И, собственно, отсюда же вытекает следующий минус.

У вас, по сути, нет четкого контроля над тем, что делает телефон. Управление стандартной камерой телефона, как правило, сведено к минимуму. У вас есть большая кнопка чтобы сделать снимок, какой-то условный ползунок для экспозиции в целом, ну и выбор камеры.

Да, есть сторонние приложения позволяющие управлять основными параметрами - выдержкой, диафрагмой и чувствительностью на манер обычного фотоаппарата, но нужно сказать что по моему опыту они все достаточно "тормозные", плюс стандартная камера как правило доступна уже с экрана блокировки.

Мужчина взвешивает фрукты

Нет выбора оптики

Несмотря на то, что наличие нескольких объективов, переключаемых за секунду — неоспоримый большой плюс, вы ,тем не менее, остаетесь привязаны к этим объективам. И ждать от них какого-то особенного качества изображения бессмысленно — опять же, в силу физических ограничений на размер линз.

Технически, у вас всё достаточно чётко и без сильных геометрических искажений, но если вы хоть сколько-то цените то, как "рисует" тот или иной объектив, насколько он передает субъективно "воздух" или глубину, насколько и как именно он размывает фон — все это становится пустым разговором. Телефон — это новая "мыльница" или по-английски "point-and-shoot" — "навёл и снимай". Хотите большего — это уже не к телефонам.

Также, то что маркетологи производителей телефонов позиционируют как "telephoto lens", по общепринятой классификации объективов, скорее портретник, причем весьма умеренный. (В iPhone 13 немного более теле-, но тем не менее, это лишь относительно основной камеры телефона)

Цена / Качество

Стоимость хорошего камерафона сравнима со стоимостью приличной "зеркалки" среднего уровня. И здесь некорректно сравнивать "нос к носу", смартфон — всё-таки супер многофункциональное устройство, необходимое нам в жизни как воздух, а фотоаппарат — исключительно узкоспециализированная вещь. Да и стоимость фотоаппаратов с учетом оптики превосходит в разы стоимость телефонов.

Но, тем не менее, это всё результат искусственного раздувания "пузыря" маркетологами. Камеры, в отличие от смартфонов, не так быстро теряют актуальность. А уж объективы и вовсе в некоторых случаях могут становиться предметами коллекционирования и расти в цене десятки лет. При этом, вы можете найти немного устаревшую модель фотоаппарата в разы дешевле смартфона, особенно на вторичном рынке.

Чтобы быть объективным скажу, что на тот момент фотоаппарат с двумя объективами к нему обошелся мне ровно в два раза дешевле, чем мой телефон. А в следующей поездке я и вовсе снимал двумя камерами с тремя объективами — всё бывшее в употреблении, но суммарно по стоимости одного телефона.

О том, почему снимать кучей б/у техники гораздо лучше и продуктивнее чем одним супер-дорогим аппаратом с крутейшим супер-объективом я расскажу вам в другой раз. А пока...

Итого. Минусы смартфонов

  • Навязчивая обработка
  • Шумная матрица
  • Мало контроля
  • Нет выбора оптики
  • Цена / Качество

3. Итоги и выводы

разноцветные флажки над золотым шпилем буддийской ступы

Определенно, мне понравилось использовать телефон как вторую камеру. Это действительно очень удобно — иметь принципиально другое устройство для съемки, пусть и со своими ограничениями. Естественным образом фотоаппарат и телефон разделили свои роли безо всякого конфликта. Они прекрасно дополняют друг друга, и у меня никогда не возникало заминки из-за того, что я не знал что мне выбрать для съемки в нужный момент.

Тут всё очень просто — лучше фотоаппаратом, но если ты понимаешь, что не готов, то телефоном. Очень просто. Прекрасная связка. И в этом тандеме в большинстве случаев телефон играл роль широкоугольника, когда нужно было снимать какие-то виды, и в этом он на мой взгляд хорош — ведь здесь не нужно регулировать глубину резкости или оперативно ловить фокус. А на фотоаппарате у меня стоял или портретник или телефото-зум.

Теперь, если говорить о них по отдельности, то я конечно же остаюсь в старом лагере — если мне нужно выбрать что-то одно, то я, определенно, предпочел бы фотокамеру с парой объективов. Хотя, безусловно, всё зависит от задачи, и перспектива гулять налегке с одним лишь телефоном в кармане и делать, тем не менее, прекрасные качественные фото — конечно выглядит как мечта.

Никто не мечтает таскать на себе гору (или даже горку) оборудования. Но и внутренний перфекционизм делает пыткой мысль о том, что вот этот кадр мог быть еще качественнее, атмосфернее, красивее, сними я его хорошим объективом.

Если говорить о ключевых критериях, которые сыграли для меня роль в этом решении, то это конечно же:

  • качество оптики
  • удобство и скорость управления
  • запас качества изображения для пост-обработки

В этих областях, по прежнему, фотоаппараты всё еще дают вам гораздо больше возможностей.

В продолжении темы я напишу уже о фотоаппаратах, которыми снимаю и по каким критериям я выбираю технику. Поэтому если у вас есть вопросы по теме, которые стоило бы обсудить, буду рад видеть вас в телеграм-канале проекта.